Главная » Важные советы » Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК групп

Изначально следует отметить, что понятия налоговый резидент и валютный резидент в российском законодательстве не являются идентичными. И если статус налогового резидента имеет значение для определения обязательств физического лица по уплате налогов, то признание валютным резидентом накладывает на физическое лицо определенные обязанности в части использования им счетов, открытых в зарубежных банках.

На основании п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ.

Вместе с тем, в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» контролирующие органы скорректировали свою позицию в отношении применения критериев при определении налогового резидентства физического лица. ФНС России были выпущены разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/[email protected] от 16.01.2015 года, № СА-4-14/460 от 12.02.2015 года), из которых следует, что нахождение физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.



В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению налоговой службы, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, с наибольшей долей вероятности, концепция центра жизненных интересов будет применяться и российскими налоговыми органами. Соответственно, указанный подход к определению налогового резидентства может приводить к возникновению ситуаций, когда физическое лицо одновременно будет признаваться налоговым резидентом РФ и иметь статус налогового резидента в иной юрисдикции. Указанная ситуация может приводить к двойному налогообложению. В данном случае будут действовать соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные с участием РФ.

Указанные соглашения базируются на Модельной конвенции ОЭСР, согласно которой при разрешении проблемы двойного резидентства отдается предпочтение признаку постоянного жилища. Если лицо в силу законодательства одного государства признается его резидентом, поскольку имеет там постоянное жилище, а другого — поскольку пребывает в нем свыше установленного срока, то согласно международному договору об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, принятого на базе Модельной конвенции ОЭСР, оно будет признаваться резидентом только первого государства.



Если лицо располагает постоянным жилищем в обоих государствах, то предпочтение отдается тому, в котором у лица установлены наиболее тесные личные и экономические отношения.

Если лицо имеет жилища одновременно в нескольких государствах и невозможно определить, в котором из государств центр его жизненных интересов, Модельная конвенция ОЭСР рекомендует признать лицо резидентом того из государств, в котором оно обычно проживает. При этом учитывается проживание в стране по любым адресам, а не только в месте постоянного жилища.

В некоторых случаях проблема двойного налогового резидентства не может быть разрешена на основе критерия обычного проживания, например, когда лицо не проживает ни в одной из стран, признающих его резидентом, или признается обычно проживающим в обеих странах. В такой ситуации лицо будет признаваться резидентом того из договаривающихся государств, гражданином которого оно является.

В соответствии с Федеральным законом О валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) валютным резидентом признается физическое лицо являющиеся гражданином РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.



Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Как следует из указанного выше определения, утрата ФЛ российского валютного резидентства возможно в случаях:

  1. утраты ФЛ российского гражданства;
  2. нахождения ФЛ за пределами РФ в течение срока, превышающего один год.

При этом ранее Росфиннадзором была высказана широко используемая позиция, согласно которой при въезде обратно на территорию РФ гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года (http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_control/vopros_otvet/3971422/).

Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически обнуляет течение годичного срока.

Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.

Резиденты (за исключением отдельных категорий лиц, к которым, относятся лица, занимающие государственные должности, а также члены их семей) открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ч.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Физическое лицо-валютный резидент РФ обязано уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч . 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).



За предоставление уведомления с нарушением установленного срока, с нарушением установленной формы устанавливается административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). За непредставление уведомления штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Валютные резиденты обязаны совершать операции по зачислению денежных средств на указанный счет согласно разрешенному перечню. Перечень установлен ст.ст. 9, 12 Закона о валютном контроле. При этом расходные операции осуществляются лицом без ограничений.

С 01.01.2015 г. физические лица-валютные резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Однако на настоящий момент в отношении физических лиц – валютных резидентов:

  • не установлен порядок предоставления отчета о движении средств;
  • не установлена форма отчета о движении средств;
  • не установлена ответственность за непредоставление указанного отчета.

Согласно информации ФНС РФ физические лица — резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы, однако обязанность до утверждения его формы и порядка представления Постановлением Правительства РФ не возникает.



К сведению: в настоящее время в процессе разработки находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (идентификационный номер проекта: 00/03-24539/04-15/21-14-3); информация о ходе разработки указанного проекта размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (официальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Как видим, подход к определению понятия налоговый резидент в связи с введением деофшоризационного закона претерпевает существенные изменения, а в отношении владельцев иностранных счетов прослеживается тенденция по усилению контроля путем введения новых обязанностей.

Соответственно, следует всесторонне, с учетом конкретных обстоятельств, оценить степень влияния указанных изменений. Каков риск применения весьма оценочной по своей сути концепции центра жизненных интересов? Возможно ли признать физическое лицо российским налоговым резидентом, если оно является налоговым резидентом иного государства? Какие сложности могут возникнуть при использовании иностранного счета? На данные вопросы смогут ответить квалифицированные консультанты.

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.



Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

2004-2017 HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Отчитываться или нет о валютных счетах за рубежом?

Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом? О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях.

Облегчение валютного контроля: с 2018 года перестать быть валютным резидентом станет проще

Ведущий корпоративный портал оффшорной индустрии на русском языке +372 5 480 97 26 person Jurij Okunev insert_invitation Октябрь 17, 2017 Октябрь 17, 2017 folder_open Налоговое Планирование Облегчение валютного контроля: с 2018 года перестать быть валютным резидентом станет проще В Государственную Думу внесли проект изменений закона О валютном регулировании и валютном контроле.

Консультация по валютному и налоговому резидентству

Консультация по валютному и налоговому резидентству Прежде всего нужно определить два понятия: налоговый резидент и валютный резидент. Понятие налоговый резидент определено в ст. 11 Налогового Кодекса РФ (НК). Налоговый резидент РФ это физическое лицо, которое проводит суммарно на российской территории не менее 183 дней в течение календарного года.

Нерезидент — это иностранец? Кого считать нерезидентом

Нерезидент - это иностранец? Кого считать нерезидентом Статья вносит ясность в понятие "нерезидент" с точки зрения налогового и валютного законодательства. Определены критерии причисления субъекта к нерезидентам согласно Налоговому Кодексу, также перечислены признаки валютного нерезидента.

Валютный резидент нерезидент, Гордон и Партнеры

Валютный резидент нерезидент ? Новое в валютном законодательстве в 2016 году для владельцев зарубежных счетов Отчет движении средств зарубежным счетам Ответственность за валютные нарушения Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович Новые изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

Правительство предлагает сблизить валютных резидентов с налоговыми

Статус резидента в налоговом и валютном законодательстве (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Статус валютного резидента России будет утрачиваться, если физическое лицо провело за пределами страны более 183 дней в совокупности, вне зависимости от количества въездов в РФ. Это следует из правительственных поправок к закону О валютном регулировании и валютном контроле, накануне внесенных в Госдуму (№287822-7). Сейчас для того, чтобы физлицо было признано нерезидентом, ему требуется провести за рубежом 1 год без въезда на территорию России.

Налоговый резидент и нерезидент

Налоговый и валютный резидент/нерезидент Налоговый резидент и нерезидент Понятие налогового резидента закреплено в ст. 207 НК РФ. В соответствии с этой статьей, налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Понятия — резидент — и — нерезидент

Понятия "резидент" и "нерезидент" "ПОНЯТИЕ РЕЗИДЕНТ И НЕРЕЗИДЕНТ" У хомо сапиенс 21-го века, кроме основного, существует множество всяческих определений. Он - и гражданин определенной страны, и сотрудник какой-либо организации, а еще - резидент или не резидент.

НАЛОГОВЫЙ, ВАЛЮТНЫЙ Резидент

Статус налогового резидента физическое лицо, резидент валютных оперций, налоговый агент В статье приведены описания и характеристики валютного резидента, налогового резидента.

Валютный резидент: понятие в российском законодательстве

Валютный резидент: понятие в российском законодательстве В целях ужесточения валютного контроля в законодательные акты были внесены изменения. В частности, они касаются определения термина валютный резидент.

Новые правила — валютного резидентства — физических лиц

Новые правила валютного резидентства физических лиц 23 сентября 2016 г. на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов для публичного обсуждения был опубликован проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле (http://regulation.

Понятия резидента и нерезидента валютных операций — Валютные ценности, резиденты и нерезиденты валютных операций

Понятия резидента и нерезидента валютных операций Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона). Резиденты разделяются на две группы: лица - физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц - резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.

Статус резидента

Статус резидента в налоговом и валютном законодательстве Все работоспособное население страны должно платить налоги. Причем суммы выплат часто зависят от статуса конкретного лица.

Правовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных граждан в России Описание: Необходимость защиты прав и свобод иностранцев со стороны государства пребывания (проживания) обусловлена также тем, что в последнее время собственные граждане государства в силу тех или иных причин негативно относятся к пребыванию (проживанию) на территории их государства иностранных граждан.

Правовой статус иностранцев: международно-правовые и внутригосударственные аспекты

Правовой статус иностранцев: международно-правовые и внутригосударственные аспекты Сегодня в нашем неспокойном мире вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему, нежели права человека.

Правовой статус иностранных граждан, Правовой статус: понятие, сущность — Особенности правового положения иностранных граждан в России

Правовой статус иностранных граждан Правовой статус: понятие, сущность Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. В России в специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Правовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая — реферат, курсовая работа, диплом

Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без граж­данства

Правовой статус иностранных граждан и лиц без граж­данства. Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение иностранцев

Международное право Правовое положение иностранцев В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства.

Понятие иностранный гражданин, Контент-платформа

Понятие иностранный гражданин ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ-- 3 Понятие иностранный гражданин- 3 Случаи двойного и множественного гражданства - 4 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН-- 5 Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 5 Классификация иностранных граждан по иным основаниям-- 6 ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 7 Права и обязанности иностранных граждан - 9 Ограничения в правах - 11 Правовые режимы для иностранных граждан - 12 1. Национальный режим - 13 2. Специальный режим - 13 3. Режим наибольшего благоприятствования - 13 Границы применения национального режима - 14 Список использованной литературы-- 17 Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции.

Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России Конституция (ст. 62 п.3) Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в РФ иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Статус иностранных граждан: как определить правовое положение Учебники для вузов Конституционное право России § 10. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции.