Главная » Важные советы » Отчитываться или нет о валютных счетах за рубежом?
Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом? О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях.

Отчитываться или нет о валютных счетах за рубежом?

Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом?

О штрафах за несвоевременное уведомление ФНС России

Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях. Проанализируем, в какие сроки и для кого возникает обязанность отчитаться перед налоговыми органами о таких счетах (вкладах) и какие возможны санкции за ее неисполнение?

Требование к гражданам отчитываться по зарубежным счетам возникло в результате поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365 О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле (далее – Закон № 173-ФЗ).

Граждане РФ имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Согласно нормам Федерального закона от 8.06.15 г. № 140-ФЗ О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (далее – Закон № 140-ФЗ) физические лица – резиденты должны представить специальную декларацию и отчет в налоговую инспекцию по месту своего учета о движении денежных средства по зарубежным счетам и вкладам (письма ФНС России от 15.10.15 г. № ОА-4-17/[email protected], Минфина России от 13.04.16 г. № 03-10-10/21088, от 22.09.15 г. № 03-0310/54214).



В случае если несколькими физическими лицами – резидентами открыт общий (совместный) счет в банке за рубежом, то отчет о движении средств по счету в иностранном банке представляется каждым таким физическим лицом – резидентом (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/[email protected]). Данная кампания, проводимая государством, именуется как налоговая амнистия, поскольку предполагает соблюдение определенных гарантий физическим лицам со стороны государства.

Кто должен отчитаться

Прежде всего отметим, что не каждый гражданин РФ должен отчитаться о движениях по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Такая обязанность возникает только у физических лиц – резидентов РФ. Причем понятие резидент РФ используется в значении, определяемом п.п. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а не в понятии налогового законодательства. А понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 3.09.14 г. № ОА-3-17/2962).

Так, резидентами в целях применения валютного законодательства являются:

граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющих вид на жительство в нем) либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;



постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Как подтвердить статус валютного резидента РФ

Статус подтверждается копией загранпаспорта физического лица, в котором имеются отметки органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ, копией вида на жительство или иного документа, подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства. Статус валютного резидента РФ могут приобрести граждане, которые проживали в иностранном государстве не менее 365 (366) дней, но прервали данный срок пересечением территории РФ.

Обратите внимание! Для того чтобы вновь приобрести статус валютного нерезидента РФ, нужно находиться непрерывно в иностранном государстве не менее одного года. Такие разъяснения приведены Росфиннадзором и поддерживаются судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4.04.14 г. № 33-10871/14).

Это означает, что практически все студенты, которые учатся за рубежом (как правило, учебный процесс длится менее одного года и студенты приезжают в Россию в учебный год), имеют статус валютного резидента РФ. А граждане РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве, но хотя бы один раз в год (даже на один день) приезжают в Россию, утрачивают статус валютного нерезидента со всеми вытекающими налоговыми последствиями, а также возможными нарушениями валютного законодательства.

Статус резидента РФ ограничивает граждан в части проведения определенных банковских операций.



Какие средства могут быть зачислены на банковский счет резидента РФ за рубежом

Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Такими операциями являются:

начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах);

денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада);

наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад);

денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады);

заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами – резидентами за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам);

оплата и (или) возмещения расходов работающим физическим лицам – резидентам, связанных с их служебными командировками;

выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража);

пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера;

страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;

возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу.

Кроме того, на счета физических лиц – резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:



доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица – резидента;

накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу – резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

Список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, приведен на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Например, членами ОЭСР являются Германия, Италия, Турция, Швейцария, Люксембург. Членами ФАТФ являются Германия, Испания, Турция, Швеция и ряд других стран.

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае – физическое лицо может быть наказано за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Вот почему так важно знать статус физического лица–резидента (нерезидента) в целях соблюдения валютного законодательства.

Физическое лицо – резидент РФ владеет недвижимостью в Болгарии и предоставляет ее в аренду нерезиденту РФ. На счет физического лица, открытого в банке Болгарии, поступает доход от сдачи имущества в аренду.



В этом случае физическое лицо – резидент РФ нарушает валютное законодательство, поскольку Болгария не является членом ОЭСР и (или) ФАТФ и ему грозит штраф по ст. 15.25 КоАП РФ – ѕ (75%) либо 1 (100%) от перечисленного рентного дохода. Кроме того, нельзя забывать о налоговых санкциях (НДФЛ по ставке 13% и штраф за неуплату налога в размере от 20 до 40% от суммы недоимки).

Для того чтобы избавиться от негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф за нарушение налогового законодательства), физическому лицу – резиденту РФ представляется возможность подать специальную налоговую декларацию.

Сведения, подлежащие декларированию

В представленной в налоговый орган специальной декларации физическое лицо должно отразить следующие сведения (п. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за рубежом, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета;

о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом о зарубежных счетах, открытых физическим лицом – резидентом РФ в период до 1.01.2015 г. и в отношении которых была исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), необходимость подачи специальной декларации отсутствует.



Вместе с тем на физических лиц – резидентов возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/[email protected]).

В том случае если у физического лица – резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, то такой отчет не представляется (письмо Банка России от 7.08.14 г. № 12-1-4/1871).

Форма и содержание отчета

С 1 января 2015 г. физические лица–резиденты РФ обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета специальные отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ за 2015 г. представляется физическими лицами – резидентами в налоговые органы по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365.

Отчет можно сдать непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения либо воспользоваться электронным сервисом ФНС России (направить отчет через личный кабинет налогоплательщика, подписав его электронной подписью).

Совместным приказом ФНС России и Минфина России от 18.05.16 г. № ММВ-7-6/[email protected] утверждены Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций.



Отчет состоит из 2 листов, в котором приводится информация:

Ф.И.О., данные паспорта физического лица – владельца счета;

наименование иностранного банка, в котором открыт счет (вклад);

реквизиты счета (вклада);

код валюты счета.

В табличной части отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ отражаются сведения:

остаток средств на счете на начало отчетного периода;

остаток средств на счете на конец отчетного периода;

зачислено средств за отчетный период – всего;

списано средств за отчетный период – всего.

Количество листов отчета должен соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках.

Срок отчета

По общему правилу срок представления отчета – ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря). Однако до 1 июля 2016 г. продлен срок добровольного декларирования физическими лицами активов и банковских счетов за рубежом (информация ФНС России от 13.01.2016 г.).

Представив отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом до 1 июля 2016 г., физическое лицо – резидент РФ освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 76.1 УК РФ, административной и налоговой ответственности (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

А с 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета будут применяться административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.



Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом от 300 до 500 руб. (при нарушении срока до 10 дней), от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (при нарушении срока более 30 дней).

Насколько продление срока добровольного декларирования простимулировало граждан сообщать о своих счетах (вкладов), открытых в зарубежных банках?

Официальная статистика налоговых органов пока отсутствует. Но, по утверждениям самих налоговиков, представление отчетов о вкладах (счетах) в зарубежных банках физических лиц (несмотря на простоту самого отчета) не носит массовый характер. Причин тому несколько.

Во-первых, физические лица – граждане РФ, долгое время проживающие за рубежом и ставшие по нашему Закону № 173-ФЗ резидентами РФ (разовый приезд в Россию), не владеют информацией о такой обязанности.

Во-вторых, несмотря на то что 12 мая 2016 г. в Пекине (на форуме Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам налогового администрирования) Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией, включающее в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического лица трудно. Исключение составляют лица, подозреваемые в противоправных действиях либо отмывании капитала.

Кроме того, реализация подписанного в Пекине соглашения начнется в 2018 г., а с учетом постоянно меняющегося российского законодательства этот срок кажется далеким.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Облегчение валютного контроля: с 2018 года перестать быть валютным резидентом станет проще

Ведущий корпоративный портал оффшорной индустрии на русском языке +372 5 480 97 26 person Jurij Okunev insert_invitation Октябрь 17, 2017 Октябрь 17, 2017 folder_open Налоговое Планирование Облегчение валютного контроля: с 2018 года перестать быть валютным резидентом станет проще В Государственную Думу внесли проект изменений закона О валютном регулировании и валютном контроле.

Консультация по валютному и налоговому резидентству

Консультация по валютному и налоговому резидентству Прежде всего нужно определить два понятия: налоговый резидент и валютный резидент. Понятие налоговый резидент определено в ст. 11 Налогового Кодекса РФ (НК). Налоговый резидент РФ это физическое лицо, которое проводит суммарно на российской территории не менее 183 дней в течение календарного года.

Нерезидент — это иностранец? Кого считать нерезидентом

Нерезидент - это иностранец? Кого считать нерезидентом Статья вносит ясность в понятие "нерезидент" с точки зрения налогового и валютного законодательства. Определены критерии причисления субъекта к нерезидентам согласно Налоговому Кодексу, также перечислены признаки валютного нерезидента.

Валютный резидент нерезидент, Гордон и Партнеры

Валютный резидент нерезидент ? Новое в валютном законодательстве в 2016 году для владельцев зарубежных счетов Отчет движении средств зарубежным счетам Ответственность за валютные нарушения Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович Новые изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

Правительство предлагает сблизить валютных резидентов с налоговыми

Статус резидента в налоговом и валютном законодательстве (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Статус валютного резидента России будет утрачиваться, если физическое лицо провело за пределами страны более 183 дней в совокупности, вне зависимости от количества въездов в РФ. Это следует из правительственных поправок к закону О валютном регулировании и валютном контроле, накануне внесенных в Госдуму (№287822-7). Сейчас для того, чтобы физлицо было признано нерезидентом, ему требуется провести за рубежом 1 год без въезда на территорию России.

Налоговый резидент и нерезидент

Налоговый и валютный резидент/нерезидент Налоговый резидент и нерезидент Понятие налогового резидента закреплено в ст. 207 НК РФ. В соответствии с этой статьей, налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Понятия — резидент — и — нерезидент

Понятия "резидент" и "нерезидент" "ПОНЯТИЕ РЕЗИДЕНТ И НЕРЕЗИДЕНТ" У хомо сапиенс 21-го века, кроме основного, существует множество всяческих определений. Он - и гражданин определенной страны, и сотрудник какой-либо организации, а еще - резидент или не резидент.

НАЛОГОВЫЙ, ВАЛЮТНЫЙ Резидент

Статус налогового резидента физическое лицо, резидент валютных оперций, налоговый агент В статье приведены описания и характеристики валютного резидента, налогового резидента.

Валютный резидент: понятие в российском законодательстве

Валютный резидент: понятие в российском законодательстве В целях ужесточения валютного контроля в законодательные акты были внесены изменения. В частности, они касаются определения термина валютный резидент.

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК групп Изначально следует отметить, что понятия налоговый резидент и валютный резидент в российском законодательстве не являются идентичными.

Новые правила — валютного резидентства — физических лиц

Новые правила валютного резидентства физических лиц 23 сентября 2016 г. на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов для публичного обсуждения был опубликован проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле (http://regulation.

Понятия резидента и нерезидента валютных операций — Валютные ценности, резиденты и нерезиденты валютных операций

Понятия резидента и нерезидента валютных операций Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона). Резиденты разделяются на две группы: лица - физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц - резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.

Статус резидента

Статус резидента в налоговом и валютном законодательстве Все работоспособное население страны должно платить налоги. Причем суммы выплат часто зависят от статуса конкретного лица.

Правовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных граждан в России Описание: Необходимость защиты прав и свобод иностранцев со стороны государства пребывания (проживания) обусловлена также тем, что в последнее время собственные граждане государства в силу тех или иных причин негативно относятся к пребыванию (проживанию) на территории их государства иностранных граждан.

Правовой статус иностранцев: международно-правовые и внутригосударственные аспекты

Правовой статус иностранцев: международно-правовые и внутригосударственные аспекты Сегодня в нашем неспокойном мире вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему, нежели права человека.

Правовой статус иностранных граждан, Правовой статус: понятие, сущность — Особенности правового положения иностранных граждан в России

Правовой статус иностранных граждан Правовой статус: понятие, сущность Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. В России в специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Правовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая — реферат, курсовая работа, диплом

Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Правовой статус иностранных граждан в РФ курсовая (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без граж­данства

Правовой статус иностранных граждан и лиц без граж­данства. Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение иностранцев

Международное право Правовое положение иностранцев В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства.

Понятие иностранный гражданин, Контент-платформа

Понятие иностранный гражданин ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ-- 3 Понятие иностранный гражданин- 3 Случаи двойного и множественного гражданства - 4 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН-- 5 Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 5 Классификация иностранных граждан по иным основаниям-- 6 ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 7 Права и обязанности иностранных граждан - 9 Ограничения в правах - 11 Правовые режимы для иностранных граждан - 12 1. Национальный режим - 13 2. Специальный режим - 13 3. Режим наибольшего благоприятствования - 13 Границы применения национального режима - 14 Список использованной литературы-- 17 Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции.

Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России Конституция (ст. 62 п.3) Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в РФ иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Статус иностранных граждан: как определить правовое положение Учебники для вузов Конституционное право России § 10. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции.